Экономичный сверхзвуковой биплан

Автор: | 11.04.2012

После 27 лет использования сверхзвуковых трансатлантических авиалайнеров человечество отказалось от них. Экономии времени авиаперелёта противопоставлялись достаточно высокая стоимость билетов, большие топливные затраты, ограничение на количество посадочных мест и низкий уровень комфорта. В результате интерес к таким полётам упал вместе с продажами билетов, и с 26 ноября 2003 года сверхзвуковые Конкорды покинули небесное пространство.

С тех пор сразу несколько инженерных объединений работает над новым поколением сверхзвуковых пассажирских самолётов. Специалисты Массачусетского технологического института разработали принципиально новую концепцию: предложили использовать не одно, а два крыла.

При помощи компьютерной модели революционного биплана было показано значительное уменьшение сопротивления воздуха на сверхзвуковых скоростях. Как следствие, самолёт предполагает меньшие топливные затраты и снижение шумового эффекта. Именно высокая громкость Конкордов стала одной из причин завершения их эксплуатации.

Дизайн биплана американских учёных во многом позаимствовал черты двукрылого самолёта, концепция которого была описана немецким инженером Адольфом Буземаном ещё в 50-х годах прошлого столетия. По расчётам исследователей такой подход к строению крыльев значительно снизит эффект звукового удара, который характерен для самолётов с классическим расположением крыльев.

Однако модель Буземана демонстрировала весьма слабые показатели на малых скоростях. Современные учёные при помощи компьютерного моделирования разработали более 700 вариантов конфигурации крыльев и провели с полученными моделями массу тестов. В итоге канал между верхним и нижним крыльями был заметно расширен, а внутренние поверхности предельно сглажены. Кроме улучшения лётных характеристик, оптимизировалась и масса устройства, что повлекло ещё большую расчётную экономию топлива.

Следующей задачей команды инженеров станет создание трёхмерной модели биплана для возможности учёта других факторов, влияющих на характеристики полёта.

Стоит отметить и ещё одну перспективную разработку на базе биплана: учёные из Японии добились значительного прогресса в разработке самолёта с движущимися функциональными деталями. Возможно, это устройство, как биплан американских исследователей, в ближайшие годы приведёт к новой эре в области пассажирского авиастроения.