О чем умолчал Владимир Путин

Автор: | 20.03.2020

В среду, 11 апреля, Владимир Путин отчитывался в Думе об итогах работы вверенного ему правительства. Действующий премьер и избранный президент рассказал о всех достижениях. Пообещал много хорошего впредь.

 

Но умолчал о некоторых проблемах и, главное, не объяснил, как именно планируется реализовать все его обещания.

 

О некоторых пожеланиях В. Путина уже успели скептически отозваться эксперты-практики. К примеру, избранный президент заявил, что считает реальным снижение ипотечных ставок до 6,5% в ближайшие годы. Вот как прокомментировал это заявление эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков: «С экономической точки зрения это очень смелый прогноз. Для достижения такого результата необходимо преодолеть базовые проблемы. Проблема номер один – наличие «длинных» денег и их стоимость. Уровень инфляции в стране должен быть существенно ниже этого показателя (скажем, 2-3%), и должен быть источник длинных денег по ставке ниже обозначенной. В ближайшей перспективе длинные деньги в рублях под такой процент может выделять только государство при контроле им же уровня инфляции. Проблема номер два – без кардинальных сдвигов в экономической ситуации таких результатов не добиться. Усилия властей должны быть сконцентрированы не только на снижении инфляции, но и на стимулировании рынка жилья. Снижение ипотечных ставок приведет к росту спроса на жилье, а при дефиците предложения цены на него будут быстро разогреваться, что в конечном счете нивелирует преимущества низких ставок».

 

В. Путин сказал: «В начале 2012 года, как мы и планировали, российский ВВП превысил докризисный уровень. Это значит, что наша экономика в полном объеме преодолела последствия спада 2008, 2009 и отчасти даже 2010 годов».

 

Это верно, но следовало бы и учесть, как раз в марте 2012 года цена российской нефти установила рекорд, что и отразилось на объеме ВВП. А вот данных о том, что страна увеличила экспорт еще чего-либо, кроме сырья для развитых стран, нет. Если же вспомнить все выступления В. Путина за последние лет 12, то он всегда ставил задачу диверсифицировать экономику.

 

И будучи президентом, и в ранге премьера он обещал научиться зарабатывать не только на продаже жидких, твердых или газообразных ископаемых, а на чем-то еще. Теперь очевидно, что вот эта главная задача, которую сам В. Путин перед собой и ставил, не исполнена. Как зависели мы от мировых цен на нефть и металлы, так и зависим, и даже больше, по некоторым подсчетам уже процентов на 70, а не на 50-60, как даже в 90-е.

 

Совершенно справедливо В. Путин отметил, что на фоне кризиса, когда во многих странах дело доходит едва ли не голодных бунтов, реальные доходы граждан в России не падали в среднем, а пусть и ненамного, но все-таки росли. И так продолжалось все предыдущие четыре года, включая самый сложный — 2009-й. В самом деле, прав В. Путин: «Рост реальных, за вычетом инфляции, доходов граждан составил в 2008 году 2,4%, в 2009-м — 3,1%, в 2010-м — 5,1%, в 2011-м — меньше, только около процента  (согласно отчету правительства — 0,8%). Средняя заработная плата по экономике за 2008-2011 годы выросла на 18%. Подчеркну, это в реальном выражении. В номинальном — рост почти на 75%; средняя номинальная начисленная зарплата по экономике в 2007 году была 13 593 рубля, а в 2011 году — 23 693 рубля».

 

Далее же избранный президент отметил и недостатки. По его мнению, они прежде всего в том, что «…у нас еще сохраняется большая имущественная дифференциация, доходы наиболее обеспеченных граждан примерно, хочу это сказать отдельно, это наша проблема действительно. Так вот, доходы наиболее обеспеченных граждан примерно в 16 раз превышают доходы наименее обеспеченных, и за последние годы этот разрыв, к сожалению, практически не сократился. Мы должны уделить этой проблеме самое пристальное внимание. Здесь огромные риски и социальные, и политические, и экономические».

 

Вот это очень спорный вопрос. Известны две модели экономики, грубо говоря, американская и европейская. Американская ориентирована на рост экономики, подразумевается, что главное – размер этого «пирога». Тогда, какую бы долю от него не получали разные слои населения, размер «куска» каждого получателя будет увеличиваться.

 

Но за этот быстрый рост американцы расплачиваются как раз имущественным расслоением, которое в разы больше, чем в Европе. Европейцы больше обеспокоены соблюдением пропорций, у них расслоение не такое, как в США (и как, кстати, у нас, 1 к 16). Плата за это – медленный рост экономики, то есть всего пирога. Мы же декларируем нацеленность на быстрый рост ВВП, и обещает В. Путин ввести страну в пять крупнейших экономик, но хотим и расслоения избежать. Так не бывает.

 

Хотя в России есть резервы для снижения социальной напряженности в связи с несправедливым распределением доходов. Только это совсем не имеет отношение к зависти, скажем, к удачливому бизнесмену, который сумел наладить дело и заработать, или к любимому артисту. Резервы – в том, чтобы прислушаться к народному ропоту и начать интересоваться, откуда вдруг у ничем не примечательных, часто малообразованных и еще чаще довольно неповоротливых и ленивых людей вдруг появляются дворцы и яхты. То есть заняться не на словах, а на деле борьбой с коррупцией. К примеру, как предлагает «Справедливая Россия» да и другие силы общества. Вот такое расслоение, не по удачливости и трудолюбию, не по талантам и усердности, а по блату, впрямь рождает социальную напряженность, как справедливо отмечает В. Путин. Но ничего нового по борьбе со взяточничеством, кумовством и мздоимством мы от него не услышали. А жаль.

 

Зато мы услышали про такое достижение — пуск «Северного потока», газопровода по дну Балтийского моря. Только без пояснений, что в соответствии с новой европейской директивой, то есть с законами ЕС, половину дорогущего трубопровода мы должны отдать в пользование третьим компаниям. В это ставит под сомнение вообще целесообразность сделанных трат на сооружение уникального трубопровода по дну моря. И теперь чиновники как бы впервые про новые еврозаконы узнали, засуетились. А ведь не могли не знать про намерения по так называемой «газовой директиве» еще и до начала строительства потока. Наверное, ничего неприятного не замечать до поры заставляло предвкушение освоения денег на строительство.

 

Остановился В. Путин и на пенсионной системе. « Начиная с 2008 года, средний размер трудовой пенсии в России увеличился в 2,5 раза». Но не стал пояснять то, что после детального анализа экономистов уже ясно: наша пенсионная система в сегодняшнем виде – банальная пирамида по типу «МММ», которая тоже не может не рухнуть, хотя первые получатели могут быть довольны.

 

В. Путин рассказал о действительно неплохих макроэкономических показателях страны и о наших преимуществах перед многими другими государствами. «Россия — единственная страна среди государств «Восьмерки», имеющая по итогам 2011 года бездефицитный бюджет. Более того, у нас даже профицит небольшой. Для сравнения: дефицит бюджета США 8,7%, Японии — 8,9%, Франции — 5,7%, Канады — 5%», — сказал он.

 

Но не уточнил, за счет чего это достигнуто. А ведь это известно – за счет того, что в нулевые годы страна от экспорта нефти получила почти 1,6 триллиона долларов. Как говорит директор аналитического департамента компании ФБК Игорь Николаев: «Такими деньгами можно было залить любой кризис. Но сейчас ситуация может измениться. Сегодня цена нефти превышает 120 долларов за баррель, а дефицит бюджета составляет около 120 миллиардов рублей. Что будет завтра?..»

 

В. Путин много говорил о рекордах России, но отчего-то не упомянул один – рекорд по бегству капиталов из державы, а ведь здесь мы, судя по всему, прочно занимаем первое место в мире. За последние четыре года из России вывезено 338,9 млрд долларов, — сообщает источник.

 

Вот о завтрашнем дне В. Путин говорил лишь контурно, примерно повторяя тезисы своих предвыборных статей. Перечислил пять приоритетов. «Первое — это демографическая состоятельность Российского государства… Крепкая благополучная многодетная семья — вот вокруг чего следует объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественного просвещения и культуры…».

 

Было сказано еще много верных слов и высказано хороших пожеланий – и чтобы жили мы дольше, а болели меньше, и так далее. Не было сказано, как же добиться этого в реальности.

 

«Второе. Россия — самая большая страна в мире по территории… Особое внимание, конечно, должны уделить развитию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это важнейшая геополитическая задача». Опрошенные эксперты не могли внятно объяснить, почему именно Сибирь и Дальний Восток стали нашей важнейшей геополитической задачей, а не Урал или Кавказ.

 

«Третий наш приоритет — это новые и качественные рабочие места». Известная идея, которая базируется на неких подсчетах, что в ближайшие годы страна получит примерно 25 млн молодых специалистов с высшим образованием, которым бы надо предоставить работу не по подметанию улиц, а более разумную.

 

Эксперты, однако, обращают внимание на то, что справка о высшем образовании у нас часто бумажкой и остается, вовсе не гарантируя то, что ее обладатель впрямь может что-то делать. К примеру, наши летчики учатся чему угодно, только летать начинают уже после прихода на работу в авиакомпании… Наше образование в мире не признается ни высшим, ни вообще образованием. В общем же Россия сталкивается совсем не с дефицитом рабочих мест, а с нехваткой работников, так как население убывает, а пополнение нации идет почти исключительно за счет мигрантов.

 

То есть и в этом пункте хотелось бы конкретики, но пока ее нет. Четвертый и пятый пункты В. Путина — про построение новой экономики и укрепление позиций России в мире. Они вовсе выглядят неконкретными. Хотя надо признать – ничего плохого избранный президент ни себе, ни стране не желает. Напротив — только хорошего. К примеру, и на этот раз, как и год, и десять лет назад, В. Путин говорил о необходимости улучшения инвестиционного климата в России. Чтобы, понятно, к нам шел не только спекулятивный капитал поиграть на валютных рынках, а и серьезные инвестиции. Надо отметить, что В. Путин последователен и упорен.

 

Примерно то же и теми же словами он говорил все последние годы. Правда, пока этот самый инвестклимат ухудшается, но, конечно, это совсем не значит, что надо опускать руки.