Молодое поколение россиян переросло путинский патернализм

Автор: | 07.11.2012

Спустя три часа после открытия сайта кандидата в президенты РФ Владимира Путина ресурс заполнился призывами «уйти, пока не поздно». Интернет-Россия — основная движущая сила осенних протестов — сравнивает себя не с родителями, благодарными Путину за передышку от хаоса, инфляции и преступности 1990-х, а с ровесниками в Европе, достойными конкурентной политической культуры, поясняют аналитики.

 

Владимир Путин, кандидат на третий мандат в Кремле, который никогда не скрывал того, что его не слишком привлекает интернет, и говорил, что ни разу в жизни не отправлял электронные письма, в четверг, 12 января, запустил свой сайт www.putin2012.ru», пишет Мари Жего, корреспондент Le Monde.

 

«На сайте размещена его предвыборная программа на период с 2012 по 2018 годы. И вот сюрприз, — комментирует автор статьи: — мы видим нового Путина, решившего отказаться от «репрессивной политики», поскольку она «деформирует российское общество и делает его «морально нездоровым». На сайте имеется рубрика «Изменим Россию вместе», где избиратели могут оставлять предложения. И именно здесь начались неприятности. Спустя три часа после открытия сайта рубрика была переполнена предложениями, в которых содержался призыв к Путину… уйти в отставку», — сообщает издание.

 

«У меня конкретное предложение кандидату в президенты В.В.Путину: снимите свою кандидатуру с выборов, — написал, например, Михаил Мешков. — Уйдите на пенсию. Мы поймем вас, не пропадем. Надоело уже терпеть вас 12 лет и еще столько же. В случае вашей победы многие мои знакомые подумывают о том, чтобы уехать из России. Оно нам и вам надо? Нет. Я хочу жить в нормальной стране. Так что уходите, пока не поздно».

 

«В 14:12 все негативные комментарии исчезли, их заменили другие, более политкорректные. Например, появилось предложение прекратить зарубежное финансирование российских НПО. Налицо тенденция видеть повсюду «саботаж», замечает журналистка.

 

В четверг началась работа предвыборного сайта Владимира Путина. Теперь Путину «приходится отвечать на острую критику как из рядов оппозиции, так и из интернета», пишет Süddeutsche Zeitung.

 

Хакеры отыскали программистскую ошибку, и скоро появились скриншоты, вроде бы доказывавшие удаление критических комментариев, говорится в статье. В то же время пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отверг обвинения в цензуре сайта. Газета цитирует слова Пескова, что, наоборот, хакеры попытались атаковать сайт и приостановили его работу.

 

Как бы то ни было, на сайте по-прежнему можно найти каверзные замечания. Также в рунете ведутся дискуссии о том, в какой момент Путин начал планировать снова выставить кандидатуру на пост президента. В статье указывается, что домен «putin2012.ru» был зарегистрирован еще в 2009 году, то есть за год до того, как Путин объявил о намерении поменяться местами с президентом Медведевым, — сообщает источник.

 

В последнее время, к удивлению многих россиян, снова повеяло политическими переменами, пишет корреспондент The New York Times Скотт Шейн. «Незаконченная ненасильственная революция, покончившая с коммунизмом, которая уступила место хаотичной и разочаровывающей декаде 1990-х и последующему путинскому застою, похоже, возобновляет свой непредсказуемый курс», — говорится в статье.

 

Начиная с 1999 года Путин заручился огромной поддержкой за счет нового общественного договора, суть которого сводилась к следующему: «Я частично загоню джина свободы обратно в кувшин, а взамен дам вам стабильность и рост благосостояния». Цены на нефть помогли, и новая формула работала почти десять лет, констатирует издание.

 

Однако Путин, по-видимому, переоценил свои возможности, самонадеянно полагая, что еще пара президентских сроков ему гарантирована, отмечает журналист. «Путин разработал новую модель управления СМИ, при которой государственное телевидение и большинство газет находятся под жестким контролем, а нескольким московским изданиям предоставляется свобода действий, чтобы обеспечить отдушину для интеллигенции и создать видимость терпимости для иностранных критиков», — говорится в статье. Однако развитие интернета наносит удар по этой схеме, и в России наблюдается новый расцвет политической сатиры, перекликающийся с аналогичным всплеском в последние годы советской власти.

 

Автор книги, посвященной «русской революции» 1987-1991 годов, Леон Арон проводит различие между «телевизионной Россией» — людьми старшего поколения — и «интернет-Россией», представители которой являются основными организаторами последних манифестаций. Как отмечает Арон, «эти люди не сравнивают себя с родителями» — поколением, благодарным Путину за передышку от хаоса, инфляции и преступности 1990-х, «они сравнивают себя со своими ровесниками в Европе», для них мысль о том, что Путин может править Россией еще 12 лет, чудовищна и недопустима. Движущая сила декабрьских демонстраций, по мнению Арона, практически та же, что и 20 лет назад: их участники требуют, чтобы уважали их достоинство и не обращались как со скотом. Молодое поколение взялось не просто объяснить Путину, что он один не может решать за всю страну: многие россияне убеждены, что они переросли путинский патернализм и достойны конкурентной политической культуры, подходящей для цивилизованного и процветающего государства.

 

Достичь этой цели, несомненно, будет непросто, но часы путинской «управляемой демократии» сочтены, убежден автор статьи.