Государственная Дума приняла закон о создании в России реестра запрещенных сайтов

Автор: | 07.11.2012

Напомним, что ранее данный законопроект был раскритикован Советом по правам человека при Президенте РФ. По мнению представителей Совета, законопроект предполагает введение в Рунете «реальной цензуры»

 

6 июля 2012 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект о создании в России единого реестра интернет-сайтов, содержащих запрещенную информацию.

 

Напомним, что ранее данный законопроект был раскритикован Советом по правам человека при Президенте РФ. В частности, сообщалось, что он не направлен на борьбу с причинами возникновения нелегального контента и его распространения в глобальной Сети. Обращалось внимание и на то, что владельцы ресурсов, на которых будет выявлен противоправный контент, смогут просто мигрировать в другие доменные зоны и сменить IP-адреса, а от массовой блокировки могут пострадать вполне добросовестные сайты.

 

По мнению представителей Совета, законопроект предполагает введение в Рунете «реальной цензуры», а принятие новых мер потребует от провайдеров вложений на суммы от 50 миллионов до 10 миллиардов долларов.

 

«Мы считаем крайне важным остановить введение цензуры в русскоязычном сегменте сети интернет и, в частности, на территории России — это приведет к появлению нового «электронного занавеса», что губительно скажется на правах и возможностях граждан России, на развитии общества в целом и становлении всей экономики», — говорилось в сообщении совета.

 

Внесен данный проект был представителями всех 4 думских фракций. Предполагается, что вести реестр запрещенных в России сайтов будет уполномоченный правительством орган. В данный реестр, как ожидается, должны войти ресурсы, содержащие детскую порнографию, пропаганду наркотиков, а также сайты, побуждающие к суициду и содержащие экстремистскую информацию. Вноситься в этот список сайты будут как по решению суда, так и самим уполномоченным органом.

 

Согласно законопроекту, у владельцев сайтов будут одни сутки после получения уведомления, для того чтобы удалить противоправный контент. В противном случае хостинг-провайдер должен будет заблокировать доступ к ресурсу, а если и хостер не выполнит требование, то доступ пользователей закроют уже сами операторы связи. На обжалование решения — 3 месяца с момента вынесения.

 

По словам Николая Никифорова, министра связи РФ, идея законопроекта в части защиты детей от нежелательной информации — правильная, однако имеются проблемы с механизмом реализации, который необходимо доработать.

 

Также напомним, что в начале июня текущего года Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) приветствовала факт появления данного законопроекта, однако задалась несколькими вопросами, ответы на которые можно, видимо, будет получить только со временем…

 

— Насколько предлагаемая процедура фильтрации контента и блокировки сайтов в досудебном порядке отвечает технологическим требованиям связности сети Интернет?

— Какова степень эффективности данной процедуры?

— Насколько велик риск ошибочной блокировки «белых» ресурсов?

— Насколько велики коррупциогенные и конституционные риски — в части свободы слова и доступа к информации?

— Насколько оправдана правовая форма оператора реестра?

— Улучшит ли законопроект существующую практику судебной блокировки сайтов с негативным контентом?

— В какой мере предлагаемая форма оператора реестра будет позитивно воспринята интернет-отраслью и не уменьшит ли это инвестиционной привлекательности и не увеличит ли степень тревожности на рынке? 

источник